Записки начинающего флейтиста






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15



Урок 33. Флейта должна быть как окурок на нижней губе хулигана. Губы не участвуют в игре вообще.

* * *

Сейчас набирал жигу в lilypond, оказалось что если перед нотой оказался диез, то он действует тоже как и бекар, не только на эту ноту, а до конца такта. При наборе же серенады заметил, что я неправильно там играл форшлаги -- я их играл как в сурке, ре-до, а в серенаде надо си-до. Мелкие, заразы.



Урок 34. Новые ноты, в которых спрятано минимум четыре ошибки, специально. Работая с нотами нужно их выискать. Не смотря что это Моцарт и аж две страницы нот вещь простая (по крайней мере так считает учитель), взята из Мюнхенской школы для начинающих. Простая фразировка (гым? гыыым?!). Делать по аналогии с Pendule. Glockenspiel -- колокольчики.

Звук надо слышать заранее, не в момент звукоизвлечения, иначе эта вещь не получится. НОТЫ
Fragment aus der Oper "Die Zauberflo:te"
W. A. Mozart (1756 - 1791)
посмотреть 
скачать PDF
  

Звуки низкие играть тихо, хоть и стаккато, а высокие -- mezzo forte.

Ноты специально разбиты на две страницы, причем так, чтобы страницу нужно было переворачивать. В конце первой страницы есть пауза, которой и надо пользоваться. Во второй части нету стаккато.

Не набирать много воздуха.

Если пальцы сильно продавливать в отверстия, это отражается на звуке. Если держать пальцы слишком близко к открытым отверстиям, то это тоже влияет. Поэтому положение должно быть стандартным.

В нотах встречается "sepmpre staccato". Это означает "везде стаккато", каждая нота после этой записи. Вот только непонятно до каких пор. Когда переслушивал запись урока, стаккато кончается в конце первого листа, там где снова пошли обозначения стаккато. Я так тихо подозреваю, что "sempre staccato" действует до тех пор, пока стаккато опять не появится в записи.

* * *

Из какого-то форума в сети:

Один мой знакомый джазовый пианист сказал грубо, но верно: "Беда всех молодых, резво начинающих музыкантов в том, что они не понимают одной простой вещи - музыка входит в организм через жопу. Сел на жопу и сиди учись. Пять лет, десять лет, всю жизнь."

Так вот. Похоже, что данное Allegretto можно вобрать в себя только вышеупомянутым органом. Каждый такт приходится повторять по полсотни раз, и все равно пальцы упорно хотят зажать не те дырки. Что интересно -- оно действительно звучит "звяк-звяк" колокольчиками если сильнее выделять высокие звуки и делать тише низкие.

Нашел в сети одну из самых любимых мелодий детства -- "Окрасился месяц багрянцем", когда был маленьким, часто крутил пластинку с ней. Набрал в LilyPond и выложил сюда, на сайт. Потом убрал, см. следующий урок.

А еще я очень хочу для блок-флейты соч. 314 Штрауса...

И еще хочу небольшие счеты. Абакус. Неудобно монетки или спички перекладывать.

До следующего урока выучил только две строчки. Идет с диким трудом.



Урок 35. Принес учителю распечатку нот вытащенных с www.blf.ru -- "Окрасился месяц багрянцем". Тот сказал что в этих нотах полная чушь и говорить где там ошибки это все равно что выяснять что правильно "щикотур" или "щекотур". Все равно правильное "штукатур". Здесь не одна-две ноты неправильны. Сказал чтобы я нашел сборник кого-нибудь из солидных -- Подгайца, Покраса или Зацарного и сравнил с этими нотами, тогда пойму. Ошибок просто так не бывает, и ошибки в этих нотах закономерны. Гммм...

  !   Разучивая вещь надо обязательно резко менять темпы, т.е. десять раз сильно медленно делать, потом сильно быстро и т.п. Если вещь allegro, то ее и учить надо allegro, причем надо это allegro обложить, т.е. играть и быстрее чем allegro, и медленнее, чтобы результат был спокойным и был запас скорости.

Причем в течении одного десятка, пока монеты перекладываются из одной кучки в другую надо выдерживать один темп. А потом когда кучка кончится надо начать перекладывать их обратно, резко сменив темп (почему-то учитель говорит про спички, мне монеты оказались удобнее).

При быстрой игре не останавливаться и на ошибках не фиксироваться. Если разучивать таким вот способом быстро-медленно то ошибки будут появляться в разных местах, это хорошо и их надо просто игнорировать, а вот если ошибка в одном месте появилась, надо остановиться и внимательно посмотреть и медленно проверить.

Вопрос что отменяет sempre staccato остается открытым. Из объяснений учителя нихрена не понял, то есть вновь появившиеся стаккато в записи sempre staccato не отменяют. То-ли sempre staccato отменяется другим знаком над нотой (а вдруг надо будет чтобы стаккато продолжались, а над нотой нужен будет другой знак?), то-ли какой-либо директивой типа portamento...

Учитель говорит я привык держать флейту скошенной вправо, надо у зеркала поиграть и проконтролировать пока не поздно.

Губы не поджимать.

Принес учителю ноты "Голубого дуная" для кларнета, учитель сказал что в принципе сыграть можно, но звучать будет сухо и пискляво и продемонстрировал. Действительно звучит не особо. Видимо можно только скомбинировать две флейты, типа тенор + сопрано.

* * *

Выучил еще две строчки, до Fine. Последнюю строку повторил 100 раз, вроде как стала привычной... ровно до того момента пока не стал ее играть в комплекте с другими, с начала аллегретто. Теперь надо от начала до Fine раз 200 повторить... ыыыы... ы... еще десять тысяч ведер... и первый кусочек аллегретто... даже не первая часть... ы...

Набрал в LilyPond первые 4 строчки которые выучил.



Урок 36. Алгоритм работы с произведением:

  !   При разучивании НЕ ИГРАТЬ ОТ ПЕЧКИ ДО ПЕЧКИ. Целиком играть только для проверки и нечасто.

  1. Вначале смотрим на скорость движения. Прежде всего остального. Чтобы знать характер произведения.
  2. Выбираем сколько будем учить -- все произведение, или часть. Дальше будем работать полностью с выбранным объемом.
  3. Дальше читаем все что будем учить, пальпируем при этом пальцами все ноты, но не играя. Можно при этом говорить ноты если это помогает.
  4. Смотрим где какой штрих.
  5. Смотрим где какая динамика.
  6. Ищем в выбранной части небольшие эпизоды которые будем разучивать. Либо трудные, либо легкие. НЕБОЛЬШИЕ.
  7. Выбираем один такой эпизод и начинаем медленно играть. В принципе играем ровно, а быстро или медленно, дело десятое. В нем будут встречаться как легкие для исполнения такты, так и сложные, так вот нужно играть в том темпе, в котором играется самое трудное место. В технически легких местах не ускоряемся. При игре сразу соблюдаем динамику. Не ускоряемся на крещендо и не замедляемся на диминуэндо. Играем весь кусок не останавливаясь при ошибках и не исправляя их. Играем несколько раз.
  8. Если где-то возникли стабильные ошибки ("ямы"), отмечаем эти конкретные места и играем только их пока ошибки не исчезнут. Причем не в отрыве от произведения, а берем всю музыкальную фразу в которой возникла "яма" и откатываем ее целиком. С другой стороны для исправления ошибки не играем с самого начала куска.
  9. Разобрались с пальцами и высотой нот, начинаем варьировать темп.
  10. Если при игре идут постоянные ошибки -- сбавляем темп. Получается без ошибок -- меняем темп, играем эпизод несколько раз то еще медленнее, то быстро, но не играем постоянно в одном и том же темпе. Если ошибки появляются в разных местах, игнорируем их, если появились "ямы" см п. 8
  11. При работе есть риск заездить вещь. Чтобы этого не произошло во-первых ее нельзя играть от печки до печки, а во-вторых "В процессе работы над эпизодом возможны варианты исполнения -- изменение ритмического рисунка, введение пурнктирного ритма или акцентирование слабых ритмических долей, темпа, штрихов и т.д. Работа над вариантами является хорошим средством против 'забалтывания' пьесы, против механического исполнения." (это мне учитель дословно процитировал из его любимой книжки написаной его учителем). Иными словами там где было стаккато можно его иногда убрать, иногда делать легато, а иногда даже ритм поменять. Остаются неизменными только высоты нот.
  12. Отладив один эпизод, переходим к п. 7 и так до тех пор пока не сделаем все.
  13. Метроном включать или считать только очень редко, для проверки. Долго сидеть на метрономе нельзя.

* * *

Вот это я понимаю блок-флейта:

Subcontrabass

В аллегретто у меня сильная доля уползла нафиг со своего места, надо вернуть куда надо.

Еще интересная цитата из сети:

Со временем пальцы сами будут находить нужные ноты. Если играть ОЧЕНЬ медленно (а это ОЧЕНЬ трудно, потому что надо играть ритмично-ровно!), то успехи придут БЫСТРЕЕ. На себе убеждаюсь. Только заставить себя играть медленно ОЧЕНЬ не просто!



Урок 37. В магазинах много макулатуры. Нужно уметь отличать макулатуру от хороших издания по мелочам, признаками. Например крайние голоса есть, указано чья музыка, обработка и т.п.

Хорошие нотные магазины тоже редкость. Адреса учитель не назвал :)

* * *

Заметил одну интересную вещь. Если я осторожно беру звук, учителю он не нравится. Если расслабленно, т.е. с ощущением как-будто выдыхая одновременно бросить руки и ссутулиться, выдхонув в виде "как мне все надоело", то все хорошо. Хм.

У меня начинает складываться мнение, что вопрос как "правильно играть" фольклор -- вопрос религиозный.

Читать дальше >>>
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Copyright © 2005 Roman V. Isaev Внимание! Содержимое данного сайта является дневником обучения автора и не является самоучителем игры на блокфлейте. Утверждения, высказанные автором в записках или любая другая информация, размещенная на этом сайте могут оказаться ложными. Вас предупреждали.