Записки начинающего флейтиста






О блок-флейте

          Блок-флейта -- это продольная флейта с 8 отверстиями, одно внизу и семь вверху. Нижние два отверстия могуть быть двойными. Продольная -- значит дуют в нее с торца. Ну вобщем-то и все на первый взгляд, а еще их производят по три с половиной миллиона штук в год во всем мире...

          ...на самом деле блок-флейта это один из самых совершненных музыкальных инструментов, имеющий за плечами многовековую историю и традиции. Этот инструмент сложен в освоении. На фортепиано кто угодно может нажать клавишу и она зазвучит нужной нотой (если фортепиано правильно настроено конечно). Однако на блок-флейте недостаточно зажать нужные отверстия и подуть с торца. Лучше всего это описывает Р. Тэйлор в книге "Шум":

Теперь откроем отверстия в стенке блок-флейты. Мы видели, что стоячие волны возникают в результате отражения волны от обоих концов трубы; отражение происходит благодаря внезапности столкновения волны со свободным наружным воздухом. Если открыть отверстие, то такое же отражение возникнет уже ближе к началу блок-флейты, звуковая волна столкнется с наружным воздухом несколько раньше, эффективная длина трубы уменьшится, а значит, ее резонансная частота возрастет.
recorder slice image
Снова приложим мундштук к корпусу блок-флейты и подуем в него. Каждый, кто пробовал играть на духовых инструментах, знает, что не всегда достаточно взять мундштук в рот и подуть, чтобы получить желаемый звук, на который рассчитывал изготовивший инструмент мастер. Пусть при всех закрытых отверстиях дискантовая блок-флейта издает звук F (фа) выше среднего C (до). Если только выступ амбушюра находится в правильном положении, то частота возникновения вихрей, о которых говорилось выше, будет зависеть от силы, сообщаемой воздушной струе. При закрытых отверстиях корпус блок-флейты представляет собой трубу, резонирующую на частоте 349 Гц. Опытный флейтист дует с силой, необходимой для формирования примерно 349 вихрей в секунду; поэтому возникающие колебания давления вызовут колебания воздуха в корпусе блок-флейты почти так же, как это происходило при движении поршня в трубе. Будучи резонатором, корпус блок-флейты усиливает каждую бегущую вдоль него волну с частотой 349 Гц и длиной чуть меньше одного метра.
Самой низкой частоте резонанса закрытой трубы соответствует длина волны звука, вдвое большая, чем длина трубы. В нашем частном случае длина инструмента должна быть чуть меньше 0,5 м. Резонанс в трубе обеспечивает обратную связь и вызывает образование вихрей точно в такт с резонансной частотой, если только флейтист не дует слишком сильно или слишком слабо. Когда отверстия в корпусе инструмента открыты, резонансная частота возрастает, но в остальном процесс протекает так же; флейтист подсознательно варьирует силу, с которой он дует, таким образом, чтобы ускорить образование вихрей, чему способствует и действие обратной связи. Если он будет дуть слишком сильно, то прежде всего слегка увеличится частота звука, издаваемого блок-флейтой, потому что, когда частота образования вихрей близка, но несколько превышает резонансную частоту корпуса, результирующая частота резонанса равна среднему между ними. Если флейтист подует еще сильнее, блок-флейта протестующе взвизгнет (в действительности все происходящее сложнее, и в этой главе мы еще вернемся к данному вопросу).

          На английском языке блок-флейта называется recorder. Где-то в сети наткнулся на интересную версию: это название происходит от того, что блок-флейта использовалась для обучения птиц, они запоминали мелодию, т.е. "записывали" ("in the seventeenth century the instrument was used (by some English hobbyists) to teach birds tunes: the birds had to record the tunes"). Живший у меня волнистый попугайчик мог запоминать достаточно длинные фразы и скрипеть их потом, так что эта версия не кажется такой уж невероятной. Хотя вероятнее всего другое. Одно из значений слова "record" это петь или повторять мелодию. Вобщем корни растут от латинского recordari, что значит "помнить". Цитата из списка рассылки early music, где цитируют Oxford English Dictionary:


record (rI'kO:9d), v.1 Also 5 Sc. racord, 6 record. [ad. OFr. recorder (in
most senses of the Eng. word) =3D
Sp. recordar, Ital. ricordare:-L. recorda=8Dre (classical recorda=8Dri=8D), =
f.
re- re- + cord-, cor heart: cf. accord, discord,
etc.]

           I. obs 1. trans. a. To get by heart, to commit to memory, to go over in one's mind. b. To repeat or say over as a lesson, to recite. Obs.

           A. 1225 Ancr. R. 256, & makie so Jeo Jet bereB Jet word recorden hit ofte biuoren hire, er heo go ut. C. 1330 R. Brunne Chron. (1810) 172 Better him wer..Ie seruise of his song recorded & lered. C. 1374 Chaucer Troylus iii. 2 (51) Lay al this mene while Troilus Recordyng his lesson in this manere. C. 1477 Caxton Jason 37 If ye will recorde the lessons and epistles of loue by the space of ten yere. 1542 Udall Erasm. Apoph. 250 b, Anon the crowe recorded also the other woordes whiche she had so often heard. 1579 Spenser Sheph. Kal. Apr. 30 If hys ditties bene so trimly dight, I pray thee, Hobbinoll, recorde some one. A. 1656 Hales Gold. Rem. i. (1673) 142 The Gardiner whilst he prunes his Vines and Arbours, may record some one of David's sonnets.

           obs c. To take to heart, give heed to. Obs.-1

           1390 Gower Conf. II. 250 He tolde him many a dredful sawe Bot Jason wolde it noght recorde.

          

          

           2. a. To practise (a song, tune, etc.). In later use only of birds (cf. 3); =DDfreq. (c 1580-1620) =3D to sing or warble (a tune, etc.).

           1413 Pilgr. Sowle (Caxton 1483) v. viii. 99 When they hadde these instrumentes they recorded songes besyly tylle that they were..parfyte ynowe in al maner musike. 1580 Lyly Euphues (Arb.) 278 Where vnder a sweete Arbour of Eglentine, be byrdes recording theyr sweete notes [etc.]. 1601 Dolman La Primaud. Fr. Acad. (1618) III. 760 The young little nightingales harken to the old, and do record by themselues apart, the songs which they heard. A. 1654 Selden Table-t. (Arb.) 95 You see a Bird by often whistling to learn a tune, and a Month after record it to her self. 1834 E. Jesse Glean. Nat. Hist. Ser. ii. 84 This tune..I could distinctly hear it inwardly whistle, or, in the language of bird-fanciers, record it. obs b. To sing of or about (something); to render in song. Obs.

           1576 Gascoigne Philomene (Arb.) 110 Then Phylomene records the rewth Which craueth iust remorse. 1597 Lyly Wom. in Moon iii. i. 79 Let vs go walke the woods, Where warbling birds recorde our happines. 1591 Shaks. Two Gent. v. iv. 6 Here can I..to the Nightingales complaining Notes Tune my distresses, and record my woes.

          

          

           3. a. intr. Of birds (rarely of persons): To practise or sing a tune in an undertone; to go over it quietly or silently. Now only techn.

          C. 1510 Barclay Mirr. Gd. Manners (1570) E vj, Therfore first recorde thou, as birde within a cage,..thy tunes tempring longe, And then..forth with thy pleasaunt songe. 1530 Palsgr. 681/2 This byrde recordeth all redy, she wyll synge within a whyle. A. 1592 H. Smith Serm. (1637) 429 Like a bird that is taught to record, when he had sung it he sang it again. 1619 Fletcher M. Thomas iii. iii, Ye may record a little, or ye may whistle, As time shall minister; but, for main singing, Pray ye satisfy yourselves. 1727-41 Chambers Cycl. s.v., The cock thrush is distinguished from the hen in recording, the first being more loud and frequent in it than the second. 1773 Barrington in Phil. Trans. LXIII. 250, I have known instances of birds beginning to record when they were not a month old. 1871 Darwin Desc. Man I. i. ii. 55 The young males [birds] continue practising, or, as the bird-catchers say, recording, for ten or eleven month= s.

          

           obs b. To sing or warble. Obs.

          1590 Lodge Rosalind (Hunter. Cl.) 27 Partlie to heare the melodie of the sweete birdes which recorded. 1592 Kyd Sp. Trag. ii. iv. 28 Harke, Madame, how the birds record by night. 1613-6 W. Browne Brit. Past. ii. iv, While the nymph did earnestly contest Whether the birds or she recorded best.

          Из Online Etymology Dictionary:

recorder:
"chief legal officer of a city," 1415, from Anglo-Fr. recordour (c.1325), 
O.Fr. recordeor, from M.L. recordator, from L. recordari "remember" (see 
record (v.)). The musical instrument is attested by this name from 1430, 
from record (v.) in the obsolete sense of "practice a tune." The name, and 
the thing, were rarely heard by mid-1800s, ousted by the flute, but enjoyed 
a revival after 1911 as an easy-to-play instrument for musical beginners.

record (v.): 
c.1225, "to get by heart," from O.Fr. recorder "repeat, recite, report," 
from L. recordari "remember, call to mind," from re- "restore" + cor (gen. 
cordis) "heart" (as the metaphoric seat of memory, cf. learn by heart); see 
heart. Meaning "set down in writing" first attested c.1300; that of "put sound 
or pictures on disks, tape, etc." is from 1892.

          Чем дальше в лес, тем это... самое... мы сами знаем что там происходит. Вот New Grove Dictionary of Music Instruments считает, что нельзя точно указать происхождение слова "recorder":

The derivation of the name recorder is uncertain. (To "record," in the 
sense of "to sing like a bird" may well derive from the name of the 
instrument, and not the other way round.) The name is probably derived 
from the Latin recordari: to think over, call to mind, "remember," or 
the Italian ricordo: a souvenir or memento.

          Вобщем подробнее об этимологии этого слова здесь: A Memento: The Medieval Recorder.

          Уф.

          Говорят что саксофон -- инструмент, на котором очень легко научиться плохо играть. То же самое касается и блок-флейты...

Copyright © 2005 Roman V. Isaev Внимание! Содержимое данного сайта является дневником обучения автора и не является самоучителем игры на блокфлейте. Утверждения, высказанные автором в записках или любая другая информация, размещенная на этом сайте могут оказаться ложными. Вас предупреждали.