Записки начинающего флейтиста






Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15



Урок 43. Сегодня учитель показал еще несколько интервалов. Большая секста. Если его перевернуть на октаву, то получится малая терция. Малая секста. При переноса вершины на октаву вниз или основания на октаву вверх получается большая терция. Звучат они действительно по-разному, но это не запоминается :(

Попытка позаниматься сольфеджио не вышла. Видать медведи действительно посещали меня в детстве. Учитель стал играть "Любимые пьесы для фортепьяно" (на которых написано сольфеджио) Филлипа Эммануила Баха и надо было узнать интервалы, однако не смотря на то что они разные и заметно разные, назвать их не могу.

Надо раздобыть музыкальную энциклопедию Рыцаревой М. Г.

В аллегретто Моцарта надо разные аппликатуры для си использовать.

Недавно добавил наконец аккомпанемент к канцоне Перголезе и заметил там разницу между динамикой в партии голоса на ксероксе с аккомпанементом и тем вариантом что мне написал в тетрадь учитель. Сегодня показал ему и спросил в чем дело, на что получил ответ, что это тоже немного заточено под блок-флейту, и так, как оно написано в том листке с аккомпанементом можно играть на фаготе, но не на блок-флейте. Так что правильным является комбинация мелодии из тетради с аккомпанементом с ксерокса (это страница из "Школы игры на фаготе" Терехина).

При занятиях важно чтобы никто не мешал. Если кто-нибудь вмешается, то ошибка которая при этом произошла может очень надолго остаться...

* * *

А останавливаться-то на ошибках действительно перестал, разве что совсем заблужусь не в ту степь...



Урок 44. Разбирая совсем новую вещь, только что полученную имеет смысл подудеть каждую ноту долго-долго, без счета, в том порядке, в котором они идут в нотах, одну за одной. После беззвучного их пальцевания конечно.

Новые ноты, баркаролла Шуберта. В тексте баркароллы спрятан подвох. НОТЫ
Barcarolle
F. Schubert (1797 - 1828)
посмотреть 
скачать PDF
  

Mo:ssig geschwind значит "умеренно быстро".

Две лиги подряд и два крещендо под ними. Это все непрерывно.

В нотах ничего сложного нет и на меня замахиваются не дубиной, а дирижерской палочкой.

Для настроения надо почитать текст песен под это: немецкий текст есть в сети здесь, русский текст в сети не нашел, есть только то, что учитель написал на обороте листа:

Баркаролла (перевод А. Н. Плещеева)

Словно как лебедь, по влаге прозрачной
Тихо, качаясь, плывет наш челнок
О, ка кна сердце легко и спокойно,
Нет и следа в нем минувших тревог.
...

В нотах в начале и в конце огромные паузы. Там прелюдия и постлюдия. Но играть придется одном, т.к. аккомпанемента не будет, учитель сказал что аккомпанемент к этой мелодии играет только Святослав Рихтер, вобщем "как все у Шуберта"...

В оригинале, на рукописном листке который мне дал учитель в 16 и 20 тактах нарисованы диезы перед соль. Что меня сильно сбило с панталыку -- вроде при ключе уже есть диез, зачем еще один? Учитывая, что по ходу дела знаки при ключе везде отменяются бекарами, однако вот в 16 и 20 тактах есть соль-диез, а в хвосте в 27 и 28 тактах до# и фа#. Видимо он грабли именно в этом заложил. Чтобы я успокоился и не заметил что в последних тактах действуют знаки которые при ключе.

* * *

Забрал с почты посылку из штатов -- заказанную в начале месяца у Ли Коллинза модифицированную блок-флейту Zen-On. Он покупает несклеенные полуфабрикаты флейт у японского производителя Zen-On (интересно, что про эти флейты у нас никакой информации вообще не найти, скорее всего они не сильно известны за пределами Японии, оригинальная инструкция к этой флейте вся покрыта иероглифами). В полуфабрикат он встраивает кедровый блок вместо пластикового, склеивает и настраивает флейту. В результате получается идеально настроенная пластиковая флейта с деревянным блоком, который впитывая влагу уменьшает проблемы с конденсатом.

Ощущения от тюнингованой флейты -- как-будто влез в старые любимые башмаки, которые нигде не давят... на вид она посолиднее почти такой же Ямахи YRS-312BII, только чуть-чуть покороче (что очень приятно, т.к. расстояния между отверстиями поменьше и пальцы правой руки лежат на отверстиях намного более удобно и расслабленнее). Окрашена так же, под палисандр, но потемнее. Октавный клапан сделан со вставкой, т.е. не просто отверстие, а кольцо из твердого пластика вставленное в отверстие. На лабиуме и внуренней поверхности этого кольца следы настройки, то бишь напильника.

Первое что услышалось когда я взял ее в руки, это стабильное и без призвуков нижнее до. Вообще внизу намного легче играть. Вверху тоже ля (которое на добавочной черточке сверху пишется) легко получается, в отличие от кленовой YRS-44, где ее выдуть вообще большая проблема. Во-вторых она просто легче управляется, в наличии заметно больший диапазон громкостей. Иными словами эти $82 не зря потрачены, в отличие от почти такой же суммы, оставленой в Слами за YRS-44 (хоть учитель и говорит что эта YRS-44 хорошая, как-то она мне не очень, не смотря на то, что последнее время на ней много играл).

Что-то быстро я обрастаю дудками...



Урок 45. Соль диезы в баркаролле были не просто так нарисованы, по традиции в вокальных произведениях если седьмая ступень повышенная, ее показывают в скобочках. Вобщем это как табличка в темном коридоре "осторожно, ступенька".

Ощущение от баркароллы как-будто она незакончена... не знаю почему. Учитель сказал что баркаролла кончается на тонике, и эффект этот из-за гениальности произведения.

В баркаролле 8 с точкой, шестнадцатая, восьмая. Это же было когда-то в английской жиге. Если проговаривать "Амстердам" играя эти три ноты, получается нужный ритм. Нужно вернуться к жиге и проработать.

Ритмический рисунок.

Нужно пытаться записывать ритмы окружающих звуков. Не обязательно записывать высоты звуков, а вот размер надо. Звуков много со своими закономерностями. Звук на стыках рельс в поезде например, доносящиеся с улицы ритмы и т.п.



Урок 46. Учитель показал старинные ноты баркароллы, издание Юргенсона, дореволюционное. Впечетляет своей солидностью. Интересно, что они не стеснялись рисовать динамику сверху линейки, если снизу мешал текст.

В записи вокальной партии некоторые вещи делаются по другому. У восьмых нот хвостики не соединяются.

Музыкальные жанры нередко возникают от специфических ритмов. Баркаролла возникла от ритмов покачивания лодок (гм). Ну и общий характер баркароллы происходит от песен, котоые пели венецианские гондольеры, перевозившие пассажиров. Ритм монотонного покачивания плюс мелодия.

От однообразной работы появился своеобразный вид фольклора -- ямщицкий. Ямщики напевали тихо, чтобы неслышно было в санях.

Музыка подобна тундре, если в тундре прошелся вездеход, то шрам от него остался навсегда. То же самое с музыкой, легко нанести неисправимый ущерб.

Играя стаккато, надо брать мало воздуха. Большой напор воздуха мешает легкости исполнения. Лучше его брать чаще, но ни в коем случае не брать его впрок. На аллегретто Моцарта возух вообще не брать вначале.



Урок 47. Нужно либо вообще не играть, либо играть так, как-будто играешь мастеру.

Чем точнее играть баркароллу, тем она будет красивее.

Читать дальше >>>
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Copyright © 2005 Roman V. Isaev Внимание! Содержимое данного сайта является дневником обучения автора и не является самоучителем игры на блокфлейте. Утверждения, высказанные автором в записках или любая другая информация, размещенная на этом сайте могут оказаться ложными. Вас предупреждали.